Такой понятный и до сих пор непонятый

Такой понятный и до сих пор непонятый

Привычно, когда человек пристально рассматривает напряженную жизнь насекомых или смотрит в небо на звезды. Но на научно-практической конференции «Сказать жизни – Да! Человек в поисках смысла» объектом познания стал сам человек. А ее лейтмотивом стали слова: творите свою жизнь, ибо она — не данность, а возможность.

Потому неподдельно большой интерес вызвала эта конференция, организованная институтом Виктора Франкла (Вена), Профессиональной Гильдией психологов, Московским Институтом психоанализа и Австрийским культурным форумом, проходившая 10 мая 2013 года в Доме журналистов. Дата проведения, несомненно, выбрана не случайно. Ведь Виктор Франкл, австрийский психиатр, психолог, невролог, создатель логотерапии и метода экзистенциального психоанализа, был узником нацистского концентрационного лагеря.

Несмотря на ужасные условия существования, Франкл боролся за то, чтобы не только оставаться человеком, но и возвыситься над обстоятельствами настолько, чтобы поступать с ними по своему усмотрению. Он и его единомышленники оказывали неоценимую психологическую помощь другим узникам концлагеря. Но «в каждом случае мужество жить или усталость от жизни зависели исключительно от того, обладал ли человек верой в смысл жизни», пишет В. Франкл в книге «Человек в поисках смысла». Поэтому логотерапия (древнегр. logos — смысл) занимается поисками цели и смысла человеческого существования.

Выступление на конференции с докладом «Логотерапевтичность бытия как ответ на вопрос поиска смысла» Александра Баттиани, профессора, президента Института Виктора Франкла, главы научно-исследовательского департамента (Вена, Австрия), было особенно интересно приводимыми примерами действенности логотерапии в работе с людьми. А. Баттиани подчеркивал, что возможности смысла жизни каждого различны. И задача логотерапии — помочь человеку, оказавшемуся в трудной ситуации, не становиться жертвой обстоятельств, а задаться вопросом: «Что я могу сделать в ситуации, которую не могу изменить?»

Миру, жизни нужен каждый человек, отсюда появление на свет каждого человека — не случайно. По уникальности А. Баттиани сравнил людей со снежинками. Как личность человек незаменим и потому он должен беречь себя для мира. Бесспорно, логотерапия помогает прервать цепную реакцию агрессии и запустить реакцию добра. Даже люди, подверженные суицидальным настроениям, обретают смысл бытия, находят силы выйти из, казалось бы, безвыходной ситуации. О себе Франкл сказал так: «Я видел смысл своей жизни в том, чтобы помогать другим увидеть смысл в своей жизни».

И – несколько своеобразный взгляд на тему конференции – яркое, эмоциональное выступление Александра Лобка, доктора психологических наук, профессора Института психологии УрГПУ (г. Екатеринбург), профессора экзистенциальной психологии и жизнетворчества (г. Москва). В основе доклада «Образование как опыт бытия» была мысль, что обретение бытия в любых условиях — это базовый образовательный опыт. По мнению А. Лобка, бытие – испытание себя в том, что не известно даже Богу.

Александр Лобок любезно согласился ответить на вопросы корреспондента ИАП AzerRos:

ИАП AzerRos: Говорят, человек — творец своей жизни, то есть он имеет право выбирать, но главный выбор – когда, где родиться, когда, где умереть — нам не дан.

Александр Лобок: Здесь выбора нет.

ИАП AzerRos: Тогда в чем выбор?

Александр Лобок: Подойти ко мне и сказать что-то, что вам известно или что-то, что вам не известно – это уже выбор. Это очень трудно, мы боимся говорить то, что нам не известно, боимся риска. Если вы готовы сказать мне то, о чем вы заранее не подумали – вот это и есть самое главное.

ИАП AzerRos: Порой складывается впечатление, что вся наша жизнь заранее прописана.

Александр Лобок: Нам очень хочется держаться за «фантик», что наша жизнь прописана, потому что мы боимся той части себя, которая в нас не прописана.

ИАП AzerRos: А когда человек идет наперекор, чувствуя: мне предписано вот так, а я уйду от этого?

Александр Лобок: Именно в той мере, в какой вы берете риск на себя быть самим собой и тем, что прописано в тех или иных скрижалях, вы и становитесь самим собой. Если нет, то нет. Но тогда в какой-то момент нападает тоска. Когда человек осознает: у меня вся жизнь прописана наперед Господом Богом или обстоятельствами. И это тупик.

ИАП AzerRos: Но мы-то не знаем, что именно прописано.

Александр Лобок: Неважно. Тем страшнее встреча с тем, что прописано наперед. Это самая страшная экзистенциальная травма. Однако встреча с собой – это и есть самый ресурсный опыт.

ИАП AzerRos: И все-таки, если человек как бы знает: куда бы я ни пошел, результат один?

Александр Лобок: Это значит, что вы идете за внешним, а не внутри себя. В том и вопрос: как вам пойти внутри себя? Это именно та ситуация, с какой мне часто случается работать. И то, что вы сказали: пойдешь туда или сюда – будет одно и то же — как раз трагическая прописанность жизни.

В выступлении А. Лобка прозвучала мысль, что за счет непредсказуемости человеку дано более полно ощущать жизнь. Для жизнетворчества необходимо быть, вопреки навязываемым схемам. Уметь образовывать собственное пространство, рождать себя, сколь угодно, на нескончаемых отрезках времени. И, наверное, главное, что человек – не то, чему его научили, а то, кем он стал, ибо в этом его уникальность.

Логотерапия – метод относительно новый, однако потребность в нем очень большая. Человек вечно находится в поисках смысла и попытках понять: зачем ему даются страдания? Но очень важно, чтобы логотерапия и сопутствующие ей направления не превратились в догму. В одном из выступлений прозвучала такая опасность. Логотерапия должна помогать, но не требовать. Да, надо иметь мужество не только жить, но и умирать, неизвестно, что труднее. И требование к людям, обреченным болезнью на смерть, умереть красиво и отчасти любование подобной смертью несколько настораживают.

В. Франкл писал: «Смысл страдания, лишь неизбежного страдания, конечно, самый глубокий из всех возможных смыслов». Но всегда ли страдание — преображающая сила? И неужели человечество, стремящееся освободить мир от тяжелых болезней, от мучений находится на ложном пути?

Получить ответы на подобные вопросы мы попытались у Ильи Грекова, психолога, аспиранта Московского института психонализа, выступившего на конференции с докладом «Русский экзистенциализм. Параллели с логотерапией В. Франкла».

ИАП AzerRos: По утверждению некоторых русских философов-экзистенциалистов, страдания необходимы.

Илья Греков: Да. И русские философы говорили, что когда не будет страдания, не будет духовности.

ИАП AzerRos: Но как тогда соотнести с этим слова азербайджанского поэта Мирзы Шафи Вазеха:

Считает лишь дурак или злодей,
Что горе совершенствует людей.

Вы полностью отрицаете это?

Илья Греков: Нет, почему же? Все мечтают жить в таком мире, где не будет страданий, но от них никуда не деться, они будут. Хотя на самом деле русская философия пророчествует о том времени, когда действительно не будет страдания, но это будет совершенно другой уровень, уровень богочеловечества, и он достигается всем человечеством. Вот когда это произойдет, то уже не будет страданий, но это уже другое качество существования.

ИАП AzerRos: То есть когда-нибудь можно будет увидеть небо в алмазах?!

Илья Греков:Несомненно, параллели с логотерапией В. Франкла не только у русского экзистенциализма, но и у А. П. Чехова: «…настанет новая счастливая жизнь. Участвовать в этой жизни мы не будем, но для нее живем теперь, работаем, страдаем, мы творим ее, и в этом одном — цель нашего бытия, наше счастье».

Тиана ВЕСНИНА

Источник: http://azerros.ru