Предисловие
Эта книга писалась долго. Мучительно долго.
Хотя сам ее сюжет – серия моих путешествий по педагогической Якутии – складывался легко и стремительно. Если сложить все дни моего пребывания в Якутии, получится что-то около месяца.
Но плотность моих путешествий по Якутии была настолько велика, а материал, записанный на цифровой диктофон настолько объемен и содержателен, что я долгое время не мог понять, как можно уместить столь значительный, столь значимый материал в границы запланированной совместно с Министерством образования Республики Саха (Якутия) книги.
Накопленный материал обжигал и ошеломлял своей содержательностью и глубиной; но я никак не мог понять тот жанр, в котором может быть создана книга. Все внутри протестовало против того, чтобы это вылилось в серию очерков или путевых заметок.
Я приступал к книге и так, и эдак — и все внутри протестовало против того, чтобы упаковывать вселенную моего внутреннего диалога с Якутией в сжатый формат поверхностного журналистского отчета.
Потому что если я и взялся за эту книгу, отложив в сторону другие важные дела, то исключительно потому, что во время своих педагогических путешествий по Якутии я испытал чувство подлинного потрясения. Потому что я увидел в сельской Якутии (а Якутия – это, прежде всего, Вселенная сельских наслегов) и педагогику, которую мы потеряли, и педагогику, которую нам еще только предстоит обрести. Потому что в сельской педагогической Якутии я нашел ключ к решению множества педагогических проблем, стоящих сегодня перед российской педагогикой в целом. Потому что каждый день, проведенный мною в Якутии, даровал мне такое количество внутренних открытий, не рассказать о которых российскому педагогическому сообществу казалось мне преступлением.
Но как рассказать о Вселенной? Как свернуть в короткую дистанцию книги прожитую тобой жизнь? А ведь один только объем расшифрованных составил свыше двух тысяч страниц.
В какой-то момент мне казалось уже, что задача эта неразрешима. Две тысячи страниц расшифрованных диктофонных записей, накопленных за время моих путешествий, мучили меня несопоставимостью своего объема с предполагаемым объемом книги, и я отчаянно не понимал, как уместить их в заведомо куцее пространство книжного текста.
Пока вдруг ясно и отчетливо я не осознал, каков должен быть жанр книги о Якутии – земле великого эпоса Олонхо.
Конечно же, это должен быть жанр педагогического эпоса.
Нескончаемого, как песня олонхосута.
И как только я осознал это, как только я понял, что педагогика Якутии заслуживает того, чтобы не бояться самого медленного, подробного и детального описания моих встреч с нею, все встало на свои места.
Просто не надо бояться правды.
Не надо бояться того, как все было на самом деле.
Не надо бояться реальной размерности происходивших со мною в Якутии событий.
И если каждый день моего пребывания в Якутии был нескончаемо долог и бесконечно плотен, не надо пытаться сплющивать и упаковывать его реальную событийность в пространство нескольких страниц.
И книга стала оформляться на глазах.
Как бескрайний текст, в котором каждый день заслуживает того, чтобы посвятить ему целую книгу.
И я рад тому, что это случилось.
И глубоко благодарен всем тем, без кого эта книга никогда не увидела бы свет.
Прежде всего, благодарен всем якутским педагогам и самой якутской культуре – главным героям моей книги.
Благодарен Министру образования Республики Саха (Якутия) Габышевой Феодосии Сергеевне за организационную и моральную поддержку в создании этой книги и за долготерпение в ее ожидании.
Благодарен Марине Васильевне Никоновой, возглавляющей отдел инноваций в Министерстве образования и ее бессменной помощнице Светлане Вячеславовне Шариной.
Особые слова благодарности Николаю Иннокентьевичу Бугаеву – моему бессменному проводнику и переводчику в моих путешествиях по якутской земле.
Не могу не высказать слова признательности Александру Изотовичу Адамскому и Алле Александровне Антоновой, создателям и бессменным лидерам института образовательной политики «Эврика», благодаря которому я впервые оказался на якутской земле.
И, наконец, бесконечные слова благодарности моей семье и, в первую очередь, моей жене Ирине – без ее поддержки и бесконечного понимания эта книга уж точно никогда не появилась бы в свет.
Екатеринбург, 20 февраля 2007 года
Скачать книгу "Алмазная земля педагогики Олонхо" (1.3 MiB, 5,130 hits)
Если Вы действительно хотите скачать и прочитать эту книгу, пожалуйста, сначала зарегистируйтесь. А потом обязательно напишите что-нибудь о своих ощущениях автору.
Якутия прекрасная земля! В предвкушении приятного чтения.
Спасибо за книгу. Читаю с ощущением радости и удивления.
Очень интересен взгляд со стороны и такие замечательные выводы о достоинствах педагогики Якутии