Принципиально важно, что речь идет о МЕЖОТРАСЛЕВОМ проекте, который полноценно состоится лишь в том случае если он будет осуществляться в диалоге и взаимодействии трех отраслей, трех департаментов, трех министерств: науки, высшего образования и среднего образования
Ключевое условие для становления, развития и эффективной реализации исследовательской одаренности – она должна быть востребована на всех этапах образовательного становления и профессионального развития личности ученого
В системе науки:
приоритет честного исследования над требованиями коньюнктуры. Следовательно – создание новой, независимой системы экспертизы реальной продуктивности исследовательской деятельности
В системе высшего образования
Университетское образование должно научиться строить себя вокруг реальных исследований, на базе мощных исследовательских лабораторий и реальных исследовательских задач, а не вокруг задачи «трансляции знаний»
В системе среднего школьного образования
— должна внедряться ориентация на мышление, а не на знание. В противовес нынешнему «культу знания» должен сложиться культ мышления
— должна внедряться ориентация на исследование, а не на реферат
Сетевой проект «Школа нобелевского резерва»
Принципиальные отличия от всех существующих проектов:
- Создание сетевого сообщества педагогических практик, а не просто «школы для одаренных детей»
- Создание СЕТЕВОГО, ВЗАИМОДОПОЛНИТЕЛЬНОГО СООБЩЕСТВА ШКОЛЬНОГО, ВУЗОВСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ И РЕАЛЬНОЙ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ПРАКТИКИ
- Ориентация на выявление и работу с «интеллектом высших достижений». Причем – подчеркнуто с ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИМ интеллектом высших достижений
- Создание концепции работы с феноменом детской исследовательской одаренности (без смешения с разными иными типами одаренности), и при том с ориентацией на исследование и сопровождение того, что можно назвать «высшими формами исследовательскокой одаренности.
Одна из главных проблем – мы очень плохо понимаем, как работать с проблемой исследовательской одаренности ребенка. В частности, происходит смешение разных типов и видов одаренности. В этом, кстати, одна из причин относительного провала программы «Одаренные дети».
- Главная и первая задача – ИНФОРМАЦИОННАЯ. Создание информационных карт ПО РЕАЛЬНОМУ ПОЛОЖЕНИЮ ДЕЛ – с одаренными детьми и существующими практиками педагогического взаимодействия с такими детьми на всей территории Свердловской области.
- Вторая ключевая задача – организация максимально эффективного психолого-педагогического сопровождения исследовательски одаренных детей и конкретных педагогов (и педагогических практик), работающих с этими одаренными детьми в пространствах разных школ и разных регионов
- Третья ключевая задача – создание сетевого пространства максимально эффективного коммуникативного взаимодействия исследовательски одаренных детей и работающих с ними педагогов
- Четвертая ключевая задача создание сетевого пространства взаимодействия исследовательски одаренных детей с исследовательским сообществом реально продуктивных представителей науки
- Пятая ключевая задача: создание целостной модели поиска и поддержки эффективных педагогических практик по работе с интеллектуально и исследовательски одаренными детьми.
- Шестая ключевая задача – создание на базе реализуемых УРКЦ практик игрового образовательного телевидения как модели педагогического образования нового типа , а так же создание принципиально новой модели популяризации науки – популяризации деятельности научного исследования и и деятельности научного мышления (то, что не получилось у фонда Гинзбурга, сделавшего акцент на книжную популяризацию науки).
- Создание карты мыслительно и интеллектуально ресурсных исследовательских пространств уральского региона (карту реально креативных исследовательских лабораторий, способных стать партнерами проекта)
Этапы проекта
Первый этап (первый год проекта) – создание Сетевого Координационного Центра по работе с исследовательски одаренными детьми (СКЦ «Школа нобелевского резерва») и Центра психолого-педагогического сопровождения исследовательской одаренности
- Сбор и обобщение информации по эффективным личностным педагогическим практикам работы с исследовательски одаренными детьми (учитывая, что одаренный ребенок всегда нестандартен, не вписывается в традиционные учебные схемы, и с ним невозможно работать по готовой «методике», а всякий раз приходится изобретать модель индивидуального педагогического сопровождения).
- Создание сетевого «банка педагогов», успешно работающих с исследовательски одаренными детьми;
- Создание системы сетевого взаимодействия, обмена эффективным педагогическим опытом и психолого-педагогического обучения педагогов, способных успешно работать с исследовательски одаренными детьми
- Поиск интеллектуально талантливых (а, стало быть, нестандартных) детей по всем школам области – тех детей, которые создают креативные трудности в условиях стандартного обучения
- Создание областной «карты» исследовательски одаренных детей и банка эффективного педагогического опыта по работе с исследовательски одаренными детьми
- Создание интернет-портала «Школа нобелевского резерва» как базового координационного ресурса сопровожденияи психолого-педагогического консультирования различных педагогических практик работы с исследовательски одаренными детьми
- Создание грантового конкурса педагогических дневников «Креативная педагогика»
- Разработка и реализация системы тренингов креативности для исследовательски талантливых детей и работающих с ними педагогов
- Разработка целостной системы психолого-педагогического сопровождения практик работы с исследовательской одаренностью
- Создание информационно-ресурсного центра по проблемам исследовательской одаренности с системой эффективной интеллектуальной навигации — и (библиотека книг, фильмов и пр., посвященных одаренности и гениальности) — «Умница Уилл Хантинг»
Второй этап (второй год проекта) — создание очно-заочной сетевой школы и ресурсного центра по работе с исследовательски одаренными детьми российского и международного значения
- Разработка и реализация концепции «сборов» для талантливых детей и работающих с ними педагогов (не менее двух раз в год) как базовой модели «Школы нобелевского резерва»
- Создание сетевого сообщества «Школы нобелевского резерва»
- Создание открытого банка исследовательски одаренных детей и эффективных педагогических практик на базе интернет-портала «Школа нобелевского резерва»
- Создание сетевого педагогического университета для педагогов, работающих с исследовательски одаренными детьми
- Создание журнала «Картография гениальности», основанного на анализе опыта становления гениев в разных областях человеческого знания, а так же интервью и рефлексивных диалогах с теми, кто по-настоящему состоялся в науке — по поводу их внутренних образовательных траекторий
Третий этап (третий год проекта). Создание и реализация системной модели школьного образования для исследовательски одаренных детей. Создание и реализация прецедентной модели общеобразовательного учреждения принципиально нового типа – ориентированного на максимально продуктивную и эффективную работу с исследовательски одаренными детьми
Четвертый этап. Разработка модели университетского образования, ориентированного на максимальную креативную самоактуализацию одаренности в разных областях современной науки.
Задачи и функции УРКЦ
- Экспертно-аналитическая (исследовательская)
- Психологического сопровождения
- Тренинговая
- Координационно-аналитическая