Школа Нобелевского Резерва

Принципиально важно, что речь идет о МЕЖОТРАСЛЕВОМ проекте, который полноценно состоится лишь в том случае если он будет осуществляться в диалоге и взаимодействии трех отраслей, трех департаментов, трех министерств: науки, высшего образования и среднего образования
Ключевое условие для становления, развития и эффективной реализации исследовательской одаренности – она должна быть востребована на всех этапах образовательного становления и профессионального развития личности ученого

В системе науки:

приоритет честного исследования над требованиями коньюнктуры. Следовательно – создание новой, независимой системы экспертизы реальной продуктивности исследовательской деятельности

В системе высшего образования

Университетское образование должно научиться строить себя вокруг реальных исследований, на базе мощных исследовательских лабораторий и реальных исследовательских задач, а не вокруг задачи «трансляции знаний»

В системе среднего школьного образования

— должна внедряться ориентация на  мышление, а не на знание. В противовес нынешнему «культу знания» должен сложиться культ мышления
— должна внедряться ориентация на исследование, а не на реферат

Сетевой проект «Школа нобелевского резерва»

Принципиальные отличия от всех существующих проектов:

  1. Создание сетевого сообщества педагогических практик, а не просто «школы для одаренных детей»
  2. Создание СЕТЕВОГО, ВЗАИМОДОПОЛНИТЕЛЬНОГО  СООБЩЕСТВА ШКОЛЬНОГО, ВУЗОВСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ И РЕАЛЬНОЙ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ПРАКТИКИ
  3. Ориентация на выявление и работу с «интеллектом высших достижений». Причем – подчеркнуто с ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИМ  интеллектом высших достижений
  4. Создание концепции работы с феноменом детской исследовательской одаренности (без смешения с разными иными типами одаренности), и при том с ориентацией на исследование и сопровождение того, что можно назвать «высшими формами исследовательскокой одаренности.

Одна из главных проблем – мы очень плохо понимаем, как работать с проблемой исследовательской одаренности ребенка. В частности, происходит  смешение разных типов и видов одаренности. В этом, кстати, одна из причин относительного  провала программы «Одаренные дети».

  1. Главная и первая задача – ИНФОРМАЦИОННАЯ. Создание информационных карт ПО РЕАЛЬНОМУ ПОЛОЖЕНИЮ ДЕЛ – с одаренными детьми и существующими практиками педагогического взаимодействия с такими детьми на всей территории Свердловской области.
  2. Вторая ключевая задача – организация максимально эффективного психолого-педагогического сопровождения исследовательски одаренных детей и конкретных педагогов (и педагогических практик), работающих с этими одаренными детьми в пространствах разных школ и разных регионов
  3. Третья ключевая задача – создание сетевого пространства максимально эффективного коммуникативного взаимодействия исследовательски одаренных детей и работающих с ними педагогов
  4. Четвертая ключевая задача создание сетевого пространства взаимодействия исследовательски одаренных детей с исследовательским сообществом реально продуктивных представителей науки
  5. Пятая ключевая задача: создание целостной модели поиска и поддержки эффективных педагогических практик по работе с интеллектуально и исследовательски одаренными  детьми.
  6. Шестая ключевая задача – создание на базе реализуемых УРКЦ практик игрового  образовательного телевидения как модели педагогического образования нового типа , а так же создание принципиально новой  модели популяризации науки – популяризации деятельности  научного исследования и и деятельности научного мышления (то, что не получилось у фонда Гинзбурга, сделавшего акцент на книжную популяризацию науки).
  7. Создание карты мыслительно и интеллектуально  ресурсных исследовательских пространств уральского региона (карту реально креативных исследовательских лабораторий, способных стать партнерами проекта)

Этапы проекта
Первый этап (первый год проекта) –  создание Сетевого Координационного Центра по работе с исследовательски одаренными детьми (СКЦ «Школа нобелевского резерва»)  и Центра психолого-педагогического сопровождения исследовательской одаренности

  • Сбор и обобщение информации по эффективным личностным педагогическим практикам работы с исследовательски одаренными  детьми (учитывая, что одаренный  ребенок всегда нестандартен, не вписывается в традиционные учебные схемы,  и с ним невозможно работать по готовой «методике», а всякий раз приходится изобретать модель индивидуального педагогического сопровождения).
  • Создание сетевого «банка педагогов», успешно работающих с исследовательски одаренными детьми;
  • Создание системы сетевого взаимодействия, обмена эффективным педагогическим опытом и  психолого-педагогического обучения педагогов, способных успешно работать  с исследовательски одаренными   детьми
  • Поиск интеллектуально талантливых (а, стало быть, нестандартных) детей по всем школам области – тех детей, которые создают креативные трудности в условиях стандартного обучения
  • Создание областной «карты» исследовательски одаренных  детей и банка эффективного педагогического опыта по работе с исследовательски одаренными  детьми
  • Создание интернет-портала «Школа нобелевского резерва» как базового координационного ресурса сопровожденияи психолого-педагогического консультирования различных  педагогических практик работы с исследовательски одаренными детьми
  • Создание грантового конкурса  педагогических дневников «Креативная педагогика»
  • Разработка и реализация системы тренингов креативности для исследовательски талантливых детей и работающих с ними педагогов
  • Разработка целостной системы психолого-педагогического сопровождения практик работы с исследовательской одаренностью
  • Создание информационно-ресурсного центра по проблемам исследовательской одаренности с системой эффективной интеллектуальной навигации — и (библиотека книг,  фильмов и пр.,  посвященных одаренности и гениальности) — «Умница Уилл Хантинг»

Второй этап (второй год проекта) — создание очно-заочной сетевой школы и ресурсного центра  по работе с исследовательски одаренными детьми российского и международного значения

  • Разработка и реализация концепции «сборов» для талантливых детей и работающих с ними педагогов (не менее двух раз в год) как базовой модели «Школы нобелевского резерва»
  • Создание сетевого сообщества «Школы нобелевского резерва»
  • Создание открытого банка исследовательски одаренных детей и эффективных педагогических практик на базе  интернет-портала «Школа нобелевского резерва»
  • Создание сетевого педагогического университета для педагогов, работающих с исследовательски одаренными детьми
  • Создание журнала «Картография гениальности», основанного на анализе опыта становления гениев в разных областях человеческого знания, а так же  интервью и рефлексивных диалогах с теми, кто по-настоящему состоялся в науке  — по поводу их внутренних образовательных траекторий

Третий  этап (третий год проекта). Создание и реализация системной  модели школьного образования для исследовательски одаренных  детей. Создание и реализация прецедентной модели  общеобразовательного учреждения принципиально нового типа – ориентированного на максимально продуктивную и эффективную работу с исследовательски одаренными детьми

Четвертый этап. Разработка  модели университетского  образования, ориентированного на максимальную креативную самоактуализацию одаренности в разных областях современной науки.

Задачи и функции УРКЦ

  1. Экспертно-аналитическая (исследовательская)
  2. Психологического сопровождения
  3. Тренинговая
  4. Координационно-аналитическая

Мифологии проекта «Школа нобелевского резерва»

Перейти на страницу «Практики и проекты»

оставить комментарий

Вы должны войти на сайт, чтобы оставить комментарий