Наука ученичества, или Обратная сторона дидактики

Комментарии к роману Симона Соловейчика “Учение с увлечением“


Введение

– Да какой это роман? – возмутится читатель, перелистав страницы книги.
– Это не роман, а обман!
Нет обмана. Роман. Потому что о любви, потому что в книге десятки героев, а действие ее происходит по всему миру. Чем не роман?
Это роман о любви к учению, такой же драматичной, как и всякая любовь: здесь страдания, страсти, томление, надежды и разочарования, через которые проходит каждый человек.

Сколько раз слышит ребенок от нас, взрослых: «Нужно учиться! нужно учиться!» И чем чаще мы повторяем эти слова, тем очевиднее наша собственная тайная убежденность в том, что «учение» – это тягостная необходимость, некий крест, некая обязанность перед своим будущим и перед взрастившим тебя обществом...
И вместе с тем все мы порой замечаем в самих себе странную тягу – тягу чему-то учиться. Того, что уже есть и законы чего нам хочется освоить. Почему?
Потому что мы живем в мире людей и сами не сможем быть людьми, если не научимся соприкасаться с их мирами, не научимся вступать в диалог – а это и есть учение как смиренный и восхищенный акт признания ценности уже существующего, признания ценности другого.
А это и есть настоящая любовь.
Так что учение ценно только тогда, когда оно есть любовь. Как собственный страстный порыв к другому, не похожему на тебя. А если учение не любовь, оно фальшь и неправда.
К сожалению, зачастую именно такое фальшивое учение, учение как тягостную необходимость, видим мы в окружающем мире. Но как совершить восхождение от учения-необходимости к учению-любви? Возможно, это и есть самый важный вопрос нашей жизни.
Тем более что главная школа, которую проходит человек, – это сама жизнь. Опыт этой жизни, который дает нам бесценные уроки. Но не как скучный ментор, а как живой и талантливый собеседник.
О чем же «роман»? Об учении? О том, что «нужно учиться»? Да нет, о любви. Потому что не учение ценно – ценна любовь к учению. То есть желание познать и принять другого, не похожего на тебя, к которому стремишься, преодолевая собственный эгоизм и прихоти. Ты строишь жизнь – ты учишься понимать того, кто рядом с тобой. Это и значит, что ты любишь по-настоящему.
Так что в учении главное – не память, не способность усваивать информацию и не способность ее воспроизводить. Главное в учении – это подвиг понимания другого. И тогда ты действительно учишься. Учишься всю жизнь. Учишься, читая книги, которые говорят голосами, не похожими на твой. Учишься, всматриваясь в мир близких и дальних людей, думающих и чувствующих не так, как ты. Учишься понимать и принимать этот отличный от тебя, но столь необходимый тебе мир. И учишься только потому, что любишь этот мир. Тогда твоя учеба становится твоим развитием. Развитием твоего Я. Развитием твоего самосознания. Развитием твоей личности.

Первый и единственный совет читателю:

Пожалуйста, не забывайте, что у вас в руках – книга-диалог.
Чтобы легче было следить за этим диалогом, помните, что текст романа  (курсив, отступ) и комментарий к нему оформлены по-разному. Читайте не торопясь!

В учении все зависит от науки, от учителя и от ученика.
О науке написаны десятки миллионов книг. Для учителя – миллионы.
А для ученика?
Есть руководства для юных конструкторов, созданы инструкции по разведению рыбок в аквариуме, есть самоучители игры на гитаре. Но книги о любви к учению нет!
Ужасная несправедливость!
Этот роман – попытка исправить положение. Автор был бы мошенником, если бы уверял, будто всякий, кто в ночь прочтет книгу, наутро проснется отличником. Конечно, нет! Все советы в этой книге еще нуждаются в дополнительной проверке, потому что главная наша цель – не советы, а исследование, опыты на себе. На первых порах в исследовании участвовало больше трех тысяч экспериментаторов от десяти до шестнадцати лет. Они поставили первые опыты, провели первые наблюдения, и автор приносит им глубокую благодарность за труд, за веру и за самоотверженность. Но кто продолжит это важное исследование в одной из самых таинственных областей человеческой жизни – в науке хорошо учиться?
Может быть, вы, читатель?
Учение с увлечением!

Читать «Науку ученичества...»

Главы 14

Главы 58

Главы 1012

Написать автору

 

3 коммент

  1. Антон
    Антон 15 Октябрь 2015 at 16:58 ·

    Здравствуйте, Александр Михайлович!

    Ссылка на первые четыре главы ведёт в никуда:/

  2. Антон
    Антон 15 Октябрь 2015 at 17:14 ·
  3. Андрей
    Андрей 23 Октябрь 2015 at 13:17 ·

    Спасибо за ссылку на 1-4 главы , очень полезная для всех родителей статья, в школе уж точно этому не научат.

оставить комментарий

Вы должны войти на сайт, чтобы оставить комментарий