Вероятностный мир

Предисловие

Идея вероятностного образования – образования, которое целиком и полностью строилось бы на непрограммируемой, неплановой основе – идея, не являющаяся новой в педагогике. В  Вольные школы античных философов, мастерские ремесленников и художников, когда идет процесс делания чего-то, а ученики в это делание деятельно  вовлечены – это ведь и есть не что иное, как открытые педагогические студии, в которых реализуется вероятностный образовательный процесс. Да и сама человеческая жизнь есть не что иное, как сумма не планируемых заранее образовательных встреч с кем-то или с чем-то, и эта жизнь есть самый мощный образовательный институт, изобретенный когда-либо человечеством. «Школа жизни» – говорим мы, и понимаем, что это – самая мощная школа, с которой приходится иметь дело каждому человеку.  Школа, заметим, на вероятностной основе.

Но существует еще просто школа – институт, который на протяжении многих веков ставит  эксперимент по обучению детей на жесткой  плановой основе. Этот эксперимент длится уже так долго, что люди забыли, что это – эксперимент, и что жестко-плановая модель образования сама была когда-то изобретена людьми под определенные цели. Цели приказали долго жить, а модель осталась. При том – как универсально всеобщая. Почему так произошло, почему планово-урочная модель школы получила столь массовое и универсальное распространение  – особый социологический вопрос. Возможно, потому, что она позволяла достичь более эффективного управления людьми. Впрочем, об этом лучше почитать Милослава Балабана.

Так или иначе, но стремление построить школу на вероятностной основе (или, по крайней мере, увеличить вероятностный элемент в структуре обычной школы) – всегда было связано с идеалом свободы, с идеалом свободного человека. И, честно говоря, любая настоящая педагогика является по своей сути педагогикой вероятностной – достаточно почитать «Педагогическую поэму» Антона Семеновича Макаренко или книги Корчака.

Однако особый вопрос – это вопрос о том, можно ли весь учебный процесс построить как вероятностный? Можно ли весь процесс вхождения ребенка в мир культуры построить как процесс его свободного путешествия, свободного выбора, свободной самореализации?

На протяжении XX века было предложено несколько фундаментальных педагогических проектов, пытавшихся поставить и решить эту задачу. Самые известные и значительные из них -  это проект Марии Монтессори, проект Селестена Френе, проект Милослава Балабана. И всякий раз эти проекты сталкивались с жестким сопротивлением социальной системы: свободный ученик – это неудобный ученик. Свободный ученик – это начало свободного человека, а свободный человек – угроза существующему миропорядку, в котором ведущие игровые позиции принадлежат людям, вышколенным несвободной школой.

В 1991 году в г. Екатеринбурге была создана Лаборатория вероятностного образования, ставившая своей целью  развитие вероятностной составляющей в деятельности педагогов общеобразовательной школы.  Сотрудниками лаборатории разрабатывались педагогические и психологические тренинги, которые позволили бы обыкновенному  учителю общеобразовательной школы обнаружить в себе желание и способность организовывать образовательный процесс на вероятностной основе – через создание особых образовательныъх сред, через парадоксолизацию учебной программы и т.п. При этом важнейшей составляющей такого рода тренингов являлось моделирование открытых вероятностных ситуаций в занятиях с реальными детьми в различных общеобразовательных школах г.Екатеринбурга. Такие занятия создавали мощный импульс педагогической рефлексии и существенно продвигали сознание участников такого рода тренингов. Вместе с тем. оставался нерешенным принципиальный вопрос: а возможно ли технически – в условиях постсоветской, ультраплановой школы – построить и реализовать целостный вероятностный проект как проект развития ребенка с первого по одиннадцатый класс? Не является ли идея вероятностного образования в специфических российских условиях утопическим проектом? Как возможно встраивание этого проекта в жесткую общественную вертикаль (в том числе – вертикаль ментальности), создававшуюся на протяжении семидесятилетней социалистической истории?

Именно эти вопросы заставили сотрудников лаборатории начать системный проект вероятностного образования. В октябре 1992 года была набрана группа пяти-шестилетних детей под шапкой «подготовительного класса» на базе школы-интерната №8 г. Екатеринбурга и в течение года с этой группой велись занятия вероятностного типа – три раза в неделю, примерно по два с половиной часа.  Никакой «первый класс» при этом даже не предполагался: просто было интересно посмотреть, как будет происходит развитие детей старшего дошкольного возраста в условиях подчеркнуто непланового, вероятностного движения. Однако результаты оказались настолько неожиданными и (по предварительной оценке) значительными, что по окончании года ни у сотрудников лаборатории, ни у родителей детей практически не было сомнений: надо открывать первый класс на основе избранной вероятностной стратегии. Проблема заключалась только в том, чтобы замаскировать суть происходящего в классе от всякого рода проверяющих комиссий: ведь двигаться вероятностным образом – это значит заведомо не осваивать учебную программу соответствующего класса, а, значит, «нарушать закон». На наше счастье, и директор школы-интерната А.Л.Войтеховский, и заведующий районным управлением образования В.Ю.Козлов оказались нашими союзниками, и эксперимент был продолжен.

Сейчас, когда уже идет десятый год эксперимента, понимаешь, что на самом деле этот эксперимент был, конечно же, невозможен. Слишком он был «о другом» по сравнению с содержанием массовой школы. И, тем не менее, эта невозможность оказалась реальностью. И уже одно это делает этот эксперимент заслуживающим внимания. Как оказалось возможным то, что по всем параметрам было невозможным.

Ниже вниманию читателя будут предложены своеобразные «хроники эксперимента» – в виде тех статей, которые были написаны на разных его этапах. Такой, хроникальный подход позволяет не просто увидеть, как на протяжении десяти лет развивался этот уникальный эксперимент, но и то, как развивалось наше понимания происходящего, и, в частности, как развивалось мое личное педагогическое мировоззрение. Ведь человек – это такое существо, которое живет и выживает лишь в той мере, в какой он творит миф своей жизни, миф своей деятельности. А развивается человек – за счет того, что ему удается выходить за границы им же самим создаваемого мифа. Впрочем, об этом тоже написано в этих статьях.

Итак,  хроники, которые предлагаются вниманию читателя – это хроники  моих взглядов на содержание того, что мы делали на протяжении десяти лет.  Это хроники моих надежд, поражений и результатов. Хроники моих вопросов. Хроники моих самообманов. Хроники моей педагогической мифологии. Хроники моего мировоззрения. Точнее – это самый первый набросок такого рода хроник. Я искренне надеюсь, что развернутое исследование пройденной нами дистанции у нас еще впереди.

Но в любом случае надеюсь, что данный опыт педагогической рефлексии послужит толчком для развертывания собственной педагогической рефлексии у читателя.

  Скачать книгу "Вероятностный мир" (2.2 MiB, 31,609 hits)

Если Вы действительно хотите скачать и прочитать эту книгу, пожалуйста, сначала зарегистируйтесь. А потом обязательно напишите что-нибудь о своих ощущениях автору.

Написать автору

 

"Вероятностный мир"

View Results

Loading ... Loading ...

15 коммент

  1. mormasha
    mormasha 7 Май 2011 at 23:28 ·

    ой, а где же это все?

  2. GerasimTeterin24
    GerasimTeterin24 4 Июнь 2011 at 19:32 ·

    лучший ремонт квартир киев только тут.

    allobok

    allobokallobok Reply:

    По-моему, совершенно замечательная случилась абсурдилка:

    «Ой, а где же это все?!» — задала вопрос моя гостья тогда, когда еще ровным счетом ничего здесь не было вывешено.

    И вот, когда многое уже висит, приходит, что называется, «симметричный ответ» от инетовского бота по «имени» Герасим Тетерин:

    «Лучший ремонт квартир...только тут»

    Ну что сказать Герасиму Тетерину?

    Чистая правда.

    Стопроцентно согласен.

    Лучший ремонт квартир — только тут.

    Наконец-то понял, чем я занимаюсь на протяжении жизни.

    Ну конечно же — обустройством тихого, личного пространства своей «культурной квартиры».

  3. Работа с детьми | Александр Лобок

    [...] Новые стратегии образования (практики, проекты, концеп... [...]

  4. Любовь
    Любовь 8 Июль 2015 at 0:18 ·

    я только собираюсь читать книгу. Но содержание предисловия мне близко-восхищаюсь Вашим свободолюбием и способностью его отстаивать

  5. Рустам
    Рустам 12 Октябрь 2015 at 10:09 ·

    Пронесся по нескольким первым строкам. Книга обещает быть интересной. Посмотрим

  6. Иулия
    Иулия 13 Октябрь 2015 at 14:54 ·

    Не так давно открыла для себя Вас и Ваши прекрасные книги! Спасибо, читаю на одном дыхании!

  7. Лена Крутова
    Лена Крутова 1 Декабрь 2015 at 19:55 ·

    Дочитала до этой фразы «В этой связи нами выдвигается гипотеза: глубинная мотивация к письму в шести-семилетнем возрасте может состоять в принципиальной возможности письменного самовыражения ребенка, в возможности увидеть и сохранить свою собственную, постоянно ускользающую мысль или свой поэтический образ; возможность остановить и сохранить мгновение мысли» и захотелось поделиться своим опытом.

    Когда на собеседовании перед приемом в первый класс учительница спросила моего сына: — Какие книжки любишь читать? — он ответил — я книги не читаю, я их пишу.

    Сначала он заставлял меня записывать его истории, потом стал сам писать корявыми печатными буквами и украшать всякими рисунками и аппликациями на отдельных листах и склеивать скотчем в книги.

    ... Спасибо! Читаю на одном дыхании

    allobok

    allobokallobok Reply:

    Спасибо взаимное! Пишите мне на почту!

  8. Татьянв
    Татьянв 18 Январь 2016 at 16:27 ·

    Александр Михайлович, прочитала Ваш «Вероятностный мир». Спасибо Вам огромное!

    То, что Вы пишите , это очень здорово, и исходя из моего личного опыта, когда-то учащейся, а сейчас мамы троих деток, очень правильно.

    Правда, чем дальше я продвигалась по «Вероятностному миру», тем грустнее и грустнее мне становилось, оттого насколько минимальна возможность реализации этих идей в нашей сегодняшней действительности.

    Сегодняшняя обучающая школа, действительно загоняет детей в образовательную депрессию ( испытываем это в данный момент на себе со средним ребенком) особенно если ребенку в школе не встретится, хотя бы один человек , видящий детей, а не только отчёты и обучающие программы, и имеющий свой личный диалог с культурой.

    Ещё раз СПАСИБО!

    allobok

    allobokallobok Reply:

    И Вам спасибо. И обязательно пишите.

  9. Татьяна Захарова
    Татьяна Захарова 25 Февраль 2016 at 20:21 ·

    Дорогой Александр Михайлович! Дочитала пока только до диктанта по Брэдбери, но уже очень хочется дать обратную связь :) В первую очередь позвольте выразить восхищение перед человеком, который в работе с классом смог добиться эффектов, которые я всегда считала недоступными при групповой работе! То, что вы описываете, я во многом наблюдала на своих детях, но никогда не рассматривала возможности реализовать в школе. И сейчас не рассматриваю, честно говоря, не верю, что может быть много учителей вашего уровня в принципе. Перевела дочь на семейное с этого года (3 класс) и вижу, как ей хорошо без этих бессмысленных отсидок в школе. Чувствую, как она все больше решает сама, как организовать учебу, и насколько эффективнее она стала за этот год. Но есть одно но: у нее еще до школы был очень широкий круг интересов и сильная учебная мотивация, настолько сильная, что в школе она не пострадала, хотя от самой школьной бессмыслицы дочку подташнивало все два года. Поэтому со школьной отчетностью у нас нет проблем — грамотность от непрерывного упоительного чтения и собственного сочинительства — и вуаля, 5 по русскому и чтению. Окружающий — ребенок просто берет тетрадку и с удовольствием конспектирует учебник, ну там же все так интересно! А еще у меня есть сын, которому в школу на следующий год или через один. И у него ну нет такой широты интересов. Математика его прет, динозавры, рыбы и прочие гады прут. Лепит без конца из пластилина и играет. И я понимаю, что не знаю, как ему такую же лафу, что и дочери, организовать со школой. Вот боюсь не справиться с русским и чтением. Читаю вас дальше. Думаю. Думаю.

    allobok

    allobokallobok Reply:

    Спасибо за Ваше думание! Это самое дорогое для меня — думание навстречу... И, если что, пишите на почту allobok@gmail.com

  10. Татьяна Захарова
    Татьяна Захарова 5 Апрель 2016 at 18:45 ·

    Александр Михайлович! Она появилась, широта интересов у сына! Всего месяц прошел. Я буквально заставляла себя и мужа отстать от ребенка и дать ему заниматься чем он хочет. Через рыб и динозавров поперло все. Он стал лепить из пластилина сообщества животных для разных стран, стал залипать у карты мира, пришлось самому читать :) Стала предлагать ему записывать его мысли. Поперли достойные записи мысли :) Вслед за старшей сестрой стал сочинять и самостоятельно оформлять собственные комиксы: «Истории про Ласкиря и Горбыля». Меня все пугали, что он будет однобокий как Шерлок Холмс, если его не учить чему-то еще. А он через свой узкий интерес идет во все стороны, да еще как эффективно! Спасибо вам огромное за книгу! Она мне помогала удержаться от стандартных образовательных воздействий. Думаю, мне будет о чем написать еще :) Спасибо!

оставить комментарий

Вы должны войти на сайт, чтобы оставить комментарий