Александр Лобок: Педагогику нужно пробовать «на вкус»

Александр Лобок: Педагогику нужно пробовать «на вкус»

Интервью Анастасии Барановой с Александром Лобком, информационно-познавательный сайт «Жизнь в природе».

Помните песенку из старого фильма про Буратино: «Надоело! Поучают, поучают! Поучайте лучше ваших паучат!»  А ведь у многих из нас воспоминания о школе остались именно такие: зубрежки, выступления с дрожащими коленками у доски, контрольные… «Десять лет от звонка до звонка», как смеются выпускники. Но всегда ли привычное является единственно возможным? Может ли школа быть другой? Об этом я задумалась всерьез лишь тогда, когда у меня стала подрастать дочь. Ведь у нее-то, в отличие от меня, эти десять лет еще впереди…

 Знакомство: виртуальное и очное

 Я стала искать, читать, спрашивать у знакомых про другие варианты обучения, разные образовательные эксперименты. Узнала про вальдорфскую школу, гуманную педагогику Ш.А. Амонашвили, школу академика Щетинина. Также на страницах журнала «Домашний ребенок» встретила имя Александра Лобка, который тогда, в 2011 году, проводил в Москве в рамках проекта «Открытая школа» мастерские для детей и родителей. Прочла много восторженных отзывов… И, конечно, думать не думала, что спустя год сама окажусь на его семинаре, уже в Уфе, и, более того, буду сидеть с ним за чашкой чая и обсуждать волнующие меня вопросы образования и воспитания.

 Лобок Александр Михайлович. Практический психолог. Кандидат философских наук, доктор психологических наук, профессор Института психологии УрГПУ (г. Екатеринбург), профессор Института экзистенциальной психологии и жизнетворчества (г. Москва).  Автор книг по психологии детства, создатель уникальных технологий и программ развития творческих способностей ребенка в дошкольном и младшем школьном возрасте. В 1996 году на страницах общероссийской педагогической газеты «Первое  сентября» А.М.Лобка назвали «учителем века», а его разработки – самым значительным открытием российской педагогики.

Благодаря этой встрече, я утвердилась во мнении, что то, что сегодня происходит в школе, это противоестественный процесс – как кормление младенца искусственной смесью, когда рядом есть мама и ее грудное молочко.  Ребенок рождается с тягой к знаниям, жаждой открытий, но ему затыкают рот соской готовых истин. Эта тяга и эта жажда отказываются никому не нужны, ведь взрослых (тех самых, которые могут помочь ребенку открывать для себя мир – или хотя бы не мешать ему) интересуют только внешняя успеваемость, кем-то придуманные планы и сводки отчетов. И вот, по статистике, уже по окончании первого класса врожденное стремление ребенка угасает, а у выпускника школы неумолимо стремится к нулевой отметке. А на выходе мы получаем серую массу равнодушных людей, привыкающих жить по чужим планам и старающихся вписываться в рамки внешней успешности.

Но остаются все-таки идеалисты, которые верят в то, что может быть иначе. Что может функционировать школа, в которой учитель – это не первоисточник и даже не транслятор знаний, не строгий цензор и надзиратель, а создатель атмосферы для ребенка, в которой он может свободно и счастливо развиваться. Александр Лобок, например, в  свое время создал такую уникальную школу и вместе с коллегами «выпустил» в большой мир несколько десятков нестандартно мыслящих молодых людей.

 Как найти «своего» учителя

 А.Б.: Александр Михайлович, я сейчас задам вопрос от лица родителей, у детей которых не за горами школа. Они находятся в поиске и в раздумьях: как найти такое учебное заведение и такого учителя, которые не испортили бы всего того прекрасного, что есть в ребенке дошкольного возраста? Пока растет малыш, семья бережет его от определенных вредных влияний, но ведь потом он оказывается в непредсказуемой среде, один на один с миром и школьной Системой…

Александр Лобок: На самом деле, вопрос не в поиске школы, а в поиске «своего» учителя. Ведь есть учитель, который определенному ребенку подходит, а другому — нет. Проблема, на мой взгляд, состоит в том, что у нас нет таких пространств, где происходила бы полноценная встреча родителей и учителей, где они могли бы разглядеть друг друга как личности.  Нет необходимости создавать какую-то новую систему образования, универсальную для всех. Выход не в этом. Нужно менять взгляд самого педагога на свою работу. И в этом может помочь вероятностный подход к образованию. Элемент вероятности – это то, что есть в деятельности любого учителя. Когда он встречается с неопределенностью и пытается «здесь и сейчас» решить проблему ребенка, это неизбежно. Настоящий учитель не работает по плану, ему постоянно приходиться экспериментировать, создавать какие-то новые реальности. Вот именно в них, в этих реальностях, мы проявляемся как педагоги, и позже, когда в общем кругу обсуждаем прошедшие жизненные, педагогические, психологические ситуации, когда открываемся друг другу, родитель может нас разглядеть. И сказать: «Ух ты! Вот этому педагогу я бы отдал своего ребенка». Если создавать такие группы, в которых будут встречаться родители и учителя и смогут просто поговорить о жизни, произойдет настоящее открытие школы.

Вероятностное образование – образование, которое полностью строится на непрограммируемой основе.  Его приоритеты ориентированы «на развитие трех ключевых векторов: субъектности, диалога (коммуникации) и развития». /Лобок А. М. Школа нового поколения. Журнал «Эксперимент и инновации в школе» №6 (2010)/ Жесткая плановость урока отрицается, оставляя свободу вероятности тех или иных событий в нем. Такой подход ориентирован на метод проб и ошибок, с помощью которого дети угадывают истину. Одна из важнейших целей такого образования: сформировать авторскую позицию ребенка, помогая ему проложить личную, уникальную траекторию в мире культуры.

Система неизбежно будет  меняться

А.Б.: Но много ли, по-вашему, сегодня учителей, готовых вот к такому открытому честному диалогу?

Александр Лобок: Главное, что они есть. Сам факт  того, что у человека есть желание приходить на такого рода «посиделки» с родителями и коллегами, уже дорогого стоит. Люди не могут только «вариться в собственном соку», они должны встречаться. Можно назвать такое место родительско-учительским или детско-родительским клубом, неважно. Но само слово «клуб» очень правильное, потому что клуб – это пространство в котором мы именно «клубимся». Здесь нет темы, которую мы заранее имеем, в рамках которой мы работаем. Здесь есть только наше реальное взаимодействие, рождающееся здесь и сейчас. Своей миссией я вижу то, что помогаю талантливым, неравнодушным людям находить друг друга. Их гораздо больше, чем нам кажется.

А.Б.: А все-таки, как быть со школьной Системой, с зачастую никому не нужными планами, оценками, отчетами?

Александр Лобок: Система неизбежно будет меняться. Вот, например, сейчас введен образовательный стандарт   второго поколения – и страшно интересно, как теперь с ним будет школа биться. Потому что загнать мышление и самостоятельность в рамки планов очень тяжело. А ведь стандарт предполагает именно это. С другой стороны, это для думающего человека некий вызов. Идиотизм ситуации начинает становиться понятным. И тогда кто-то ставит на этом крест и уезжает, кто-то отправляет детей в британские школы…

А.Б.: Почему именно в британские?

Александр Лобок: Потому что сама сумма ориентиров, на которые работает британская школа, принципиально другая. Во главе пирамиды стоит не готовое знание само по себе, а развитие мышления и коммуникации. И случайно ли, что такое количество нобелевских лауреатов – выходцы именно из Великобритании?.. На сегодняшний день это так.