Об инновационных стратегиях разработки благотворительной деятельности по поддержке детей, оставшихся без родительского попечения
1.Общая стратегия разработки инновационно-креативной программы деятельности благотворительного фонда
1.1.Задача заключается в том, чтобы создать и запустить такую программу благотворительности, которая бы:
a) существенно отличалась от тех, которые в настоящее время реализуются в абсолютном большинстве благотворительных фондов, обладала бы несомненным «лица необщим выраженьем»
b) была бы по-настоящему эффективна для детских домов, для детей-сирот, чтобы деньги не уходили в песок, и чтобы можно было убедительно демонстрировать эту эффективность
c) обладала бы несомненной инвестиционной привлекательностью, чтобы у серьезного бизнеса была уверенность в том, что вкладываемые сюда деньги используются с максимально возможной пользой и эффективностью
d) чтобы реализация данной программы в конечном счете имела выраженные последствия для всей ситуации сиротства в России
e) чтобы креативный потенциал данной программы был привлекателен для зарубежных партнеров
1.2. Если перечисленные пункты признаются как значимые и важные, из этого следует, что уже на подготовительном этапе требуется запуск ряда небольших исследовательских проектов и проведения серии экспертных рабочих групп (с приглашением минимизированного количества тщательно подобранных участников), в рамках которых можно было бы ответить на следующий ряд вопросов:
a) в чем состоят дефициты (содержательные, организационные, методологические, политические) уже существующих благотворительных фондов? В чем риски? В чем стратегические ошибки или неточности?
b) что такое эффективная и неэффективная благотворительность в области сиротства? На какие ближние и отдаленные цели должна быть направлена программа эффективной благотворительности? Что должно быть приоритетами в помощи детям, оставшимся без родительского попечительства? Почему благотворительность в этой области часто носит рискованный характер и влечет множество побочных негативных эффектов? Когда и почему «благими намерениями мостится дорога в ад», и возможны ли гарантии того, чтобы этого не происходило? Как увеличивать реальный КПД благотворительности? Как построить систему качественного мониторинга благотворительности – мониторинга реальной эффективности (или неэффективности) тех или иных благотворительных акций?
c) Как обеспечить эффективное информационное сопровождение благотворительной деятельности? Как обеспечить эффективное привлечение к деятельности фонда серьезного бизнеса? Как создать не только эффективное содержание, но и эффективную информационно-психологическую оболочку деятельности фонда? как обеспечить ситуацию доверия?
d) Как сделать так, чтобы благотворительные программы Фонда работали не только на отдельно взятый детски дом или на отдельно взятого ребенка, но и на всю глобальную ситуацию сиротства в России?
e) как сделать так, чтобы благотворительные программы Фонда были не только формально, но и содержательно интересны зарубежным партнерам, зарубежным специалистам в области работы с детьми, оставшимися без родительского попечения? Как сделать так, чтобы построить партнерский диалог в области поиска инновационных, креативных решений в области сопровождения сиротства с ведущими психологическими центрами за рубежом.
2. Конкретная модель инновационно-креативной программы
деятельности благотворительного фонда
2.1. Ключевая проблема.
На сегодняшний день доминирующим направлением деятельности российских благотворительных фондов по отношению к детским домам и детям, оставшимся без родительского попечения, оказывается деятельность непосредственной материальной поддержки. Однако даже самый поверхностный анализ ближайших и отдаленных последствий такого рода благотворительности позволяет с достаточно высокой степенью уверенности утверждать, что такого рода благотворительность не только не благотворна для такого рода детей, но и несет с собой целую группу дополнительных рисков (в первую очередь — нарастающий комплекс иждивенчества, при том как у детей, так и у руководителей детских учреждений). К сожалению, в настоящее время вся сумма возникающих в результате «благотворительности» рисков никем не проанализирована, и необходимость анализа реальных социальных и психологических последствий тех или иных «благотворительных акций» остается в качестве одной из первоочередных задач. Вместе с тем, нарастает потребность в создании альтернативных образцов благотворительной деятельности – благотворительной деятельности, поставленной на фундамент серьезного психологического анализа реальных проблем сиротства и всей системы реализуемых в этой области педагогических практик.
2.2.Стратегический ход
Стратегический ход видится в том, что остро необходима практическая поддержка не самих по себе детей, а работающих с ними взрослых. И при том не всяких взрослых, а тех, которым удается реализовывать эффективные педагогические практики и эффективные педагогические сценарии. Причем в данную группу «взрослых» попадают как педагоги детских домов, так и приемные родители.
Этот ход выглядит достаточно парадоксально: ведь многое в деятельности нынешних благотворительных организаций строится прежде всего на единственной идейной платформе: платформе «жалости к сиротам». Именно эта самая «жалость к сиротам» всячески педалируется и эксплуатируется. Тогда как на самом деле детям, лишенным родительского попечительства, менее всего нужна жалость. Им нужна педагогическая мудрость и психологическая адекватность тех или иных педагогических действий. Вот чего не хватает в первую очередь, и вот что оказывается главной причиной того, что у множества выпускников детских домов напрочь отсутствует сила самостояния и те духовные ресурсы, которые могли бы помочь справиться с проблемами начинающейся самостоятельной жизни.
Главное, чем мы можем помочь ребенку детского дома – это создать условия для умной и ответственной педагогики.
И оттого ключевой ресурс изменения ситуации – в настойчивом поиске тех взрослых, которые находят в себе ресурс отказаться от позиции «просто жалости и сострадания», и научаются строить с детьми, оказавшимися в трудной жизненной ситуации, трудный, думающий диалог. Ведь это только жалеть – легко. Думать – всегда трудно. Но в данном случае – абсолютно необходимо.
2.3. Условия и возможные варианты успешной реализации данного хода
a) Чтобы реализовать данный стратегический ход, требуется прежде всего разработка моделей идентификации эффективных педагогических практик в области работы с детьми, лишенными родительского попечительства. Как выявлять эффективные педагогические практики? Как отличать эффективное от неэффективного в области педагогики? Как определять степень реальной эффективности той или иной педагогической практики? Что должно считаться стратегическими педагогическими целями при работе с детьми-сиротами и шире – детьми «группы риска»?
b) Второй ключевой момент – это создание достаточно эффективного и относительно недорогого института экспертизы как института поиска и отбора эффективных педагогических практик. Должен быть изобретен некий экспертный механизм, позволяющий идентифицировать эффективные педагогические практики и эффективно работающих с детьми-сиротами педагогов. При этом мы должны понимать, что идентифицировать эффективную педагогическую практику «вживую», через живое экспертное наблюдение практически невозможно – даже если бы удалось посетить все множество имеющихся в России детских домов. Нужен какой-то качественный и недорогой дистанционный механизм экспертизы.
c) Третий ключевой момент: эффективные педагогические практики должны становиться предметом содержательного описания и реконструкции, предметом постоянного педагогического и психологического дискурса, некоего незатухающего процесса обсуждения, и через это – предметом поддержки и сопровождения. То есть они должны поддерживаться теоретически и методологически. Любая по-настоящему инновационная, по-настоящему содержательная педагогическая практика (и особенно – педагогическая практика с детьми «зоны риска») нуждается прежде всего в идейной, концептуальной поддержке. Она нуждается в понимающей экспертизе – в том, чтобы находились некие понимающие эксперты, которые были бы готовы понять и проинтерпретировать ту или иную эффективную педагогическую практику. И уже на основе этой понимающей экспертизы нужно проводить всякого рода педагогические учебы и строить сетевые сообщества педагогов, работающих с детьми, оказавшимися в экстремальных жизненных условиях
d) Четвертый ключевой момент. Эффективные педагогические практики нуждаются в качественной финансовой и организационной поддержке. И только таким образом, через материальную поддержку эффективных педагогических практик мы можем по-настоящему эффективно поддерживать обездоленных детей.
e) Пятый ключевой момент. Нужно вложение средств в описание своих педагогических практик самими педагогами. Фонд должен разработать систему педагогических грантов и педагогических стипендий с целевой задачей – написания педагогами живых педагогических дневников своей повседневной деятельности, своего повседневного взаимодействия педагогов. Ведь именно в повседневном взаимодействии, а вовсе не в каких-то изощренных педагогических методиках, создается и раскрывается истина настоящей педагогики. Поэтому самые великие педагогические книги – это педагогические дневники. Педагогические дневники Макаренко, Корчака – то, что в конечном итоге трансформируется в их знаменитые книги. Педагог, способный писать и рефлексировать по поводу своего педагогического опыта, в том числе негативного ( и в первую очередь негативного!!!) – это безусловный показатель качественного педагога. И если мы научимся поддерживать мыслящих, рефлексивных педагогов, работающих в сфере экстремальной педагогики, если мы создадим эффективную систему стимулирования этих педагогов на дневниковое описание своей педагогической практики по взаимодействию с детьми, оказавшимися в экстремальной жизненной ситуации, в результате мы получим коллективную «Педагогическую поэму» нашего времени. При этом важно, чтобы у педагогов начала постепенно формироваться педагогическая установка на то, что честно всматриваться в свой опыт и честно его воспроизводить (со всеми его заморочками и неправильностями, со всеми его поражениями) – это ценно. Ребенку детского дома не достаточно эмоциональной заботы – ему нужна думающая забота. Педагог, работающий с детьми группы риска просто обязан быть рефлексивным педагогом. Здесь в принципе не срабатывает «прием» — здесь постоянно должна быть включена исследовательская и креативная составляющая — то, что позволяет конструировать продуктивность индивидуального диалога с ребенком. Поэтому особенно важная задача – подробное денвниковое описание опыта педагогических поражений — как повод к совместному психолого-педагогической супервизии и поиску выходов из сложившейся ситуации. И работа медленного всмтривания, медленной рефлексии – это то, на что Фондом выделяются специальные средства. Потому что это, как минимум, самая мощная педагогическая учеба, которую может совершать педагог – учеба через рефлексию и описание собственного опыта. Если ты не боишься этого делать, и тебе есть что по этому поводу сказать – это у же безусловное доказательство того, что ты состоялся или можешь состояться как педагог, и ты на самом деле интересен разным людям, которые работают с тобой на общем поле проблем связанных с детьми вообще и с детьми детского дома, в частности. Здесь — ключ к тому, чтобы развивать педагогическую самость каждого педагога и ключ к тому, чтобы через эти «педагогические дневники» научиться работать с проблемами любых «трудных» детей...
f) Важное обстоятельство: «педагогические дневники» могут присылать не только педагоги детских домов, но и работающие с детьми-сиротами педагоги летних лагерей, студенты-волонтеры, а так же приемные родители. Важно, чтобы в конечном счете возникло целое движение людей, готовых описывать нелегкие ситуации из своего педагогического опыта взаимодействия с такого рода детьми
g) первоначальным пространством, на котором происходит сбор «педагогических дневников» и публикация наиболее интересных и содержательных, наиболее педагогически продвинутых – это пространство организуемого Фондом сайта. Именно туда любой желающий педагог может присылать свои дневниковые педагогические записи. При этом должна быть гарантирована абсолютная конфиденциальность информации о том, откуда именно присылаются публикуемые материалы: педагог ни в коем случае не должен быть подставлен. Точно так же в момент публикации изменяются имена детей. в качестве ярких примеров такого рода педагогических дневников можно указать на дневники Е.М.Криводановой, Е.Ф.Крощихиной и Т.А.Автух
h) Фонд разрабатывает процедуру выплаты стипендий – сначала всем, кто присылает заявку, а затем – в зависимости от регулярно присылаемых материалов. То есть стипендия выплачивается по факту количества и качества присланных материалов. Самые содержательные в педагогическом отношении материалы обязательно публикуются на сайте. Предметом публикации являются прежде всего живые описания живых историй взаимодействия с детьми – живых наблюдений. Если материал публикуется на сайте – автор опубликованного содержательного (экспертно отобранного) материала получает гонорар. Принципиально важно, чтобы этот гонорар был достаточно высоким – сопоставимым с основной заработной платой педагога, а еще лучше – существенно превышающим эту заработную плату. Это станет качественным стимулом к тому, чтобы все новые и новые педагоги пытались вести и присылать такого рода педагогические дневники
i) Наиболее интересные и глубокие педагогические дневники комментируются и теоретически осмысливаются с разных сторон психологами и педагогами, которые являются экспертами фонда. То есть обязательно происходит встречная психолого-педагогическая аналитика рассказываемых историй и их интеллектуальная реконструкция и переоформление в интерпретирующих диалогах Именно через этот механизм в конечном счете формируется «экспертный совет фонда», в который постепенно входят наиболее интересные и глубокие психологи и педагоги России, готовые размышлять над теми «педагогическими практиками», над теми «педагогическими случаями». И одновременно постепенно формируется своего рода энциклопедия живой психолого-педагогигческой мысли России, создаются психологические и педагогические учебники принципиально нового типа – основанные на анализе живых педагогических историй из живых педагогических дневников
j) На основании всех публикуемых материалов начинает издаваться регулярный журнал «Детский дом со всех сторон». Публикация в журнале – так же на хорошей, на очень хорошей платной основе. Прежде всего для самих педагогов, которые присылают и публикуют свои материалы. Журнал издается красивый, дорогой, глянцевый, и при том чрезвычайно содержательный. Он бесплатно распространяется во все детские дома России. Одновременно с этим организуется благотворительная подписка на этот журнал – на очень дорогой основе! – и это становится одной из форм участия в благотворительной деятельности Фонда
k) Следующий момент. Важно авторов наиболее интересных дневников приглашать в Москву на семинары, учебы, обсуждения – и проектировать умощнение их ресурса на местах. Приезжать в гости – в том случае, если формируется ситуация организационно-психологического доверия. Задача – во бескрайнем океане детских домов найти островки человечности и профессионализма – и начать медленное, осторожное возделывание этих островков – оказание им помощи ровно в той степени, в какой эта помощь может не навредить.
l) Далее — создавать прецеденты сетевого взаимодействия между теми педагогами. которым есть что сказать друг другу. «Мы не одиноки во Вселенной» — это должно быть одним из главных принципов. Поэтому особый проект – разработка сетевых проектов, которые могли бы соединять жизнь и деятельность обнаруженных «островков педагогического разума», островков цивилизованной и вменяемой педагогики.
m) Особая история – начать находить тех выпускников детских домов, которые могут внятно расскзывать про свои переживания в разном возрасте – и публиковать это в сопровождении психологических размышлений и комментариев. Обязательно – диалогичных, обязательно – с разных сторон.
n) И с опорой на выпускников детских домов формируется особое экспертное сообщество журнала: тех, кто оценивают публикуемые материалы. Это будет совершенно особый проект поддержки такого рода бывших воспитанников детских домов
- o) На основании функционирования журнала формируется энциклопедия «Детский дом» — в частности, с подробным описанием
- «зон риска» при взаимодействии с детьми детского дома (с множеством конкретных примеров)
- эффективных педагогических практик, реализуемых педагогами в разных регионах
2.4. Для чего пригодится такой системный проект?
Для преодоления разобщенности между педагогами, которые находят эффективные подходы к работе с детьми, лишенными родительского попечительства, с детьми группы риска. Для формирования единого креативного педагогического поля. Для того, чтобы талантливые, мудрые и умные педагоги не чувствовали себя абсолютно одинокими
- Для создания банка педагогических находок, банка эффективного педагогического опыта.
- Для создания учебников по педагогике экстремальных жизненных ситуаций
- Для развития педагогического пространства детских домов
- Для родителей, берущих детей на усыновление
- Для информационной прочистки мозгов, для формирования в обществе думающего и ответственного отношения к сиротству
- Для пробуждения совести, сознания и ответственности гражданского общества
- Для учителей обычных школ, работающих с «трудными» детьми. Сверхзадача – сделать на материале детских домов и проблем, возникающих с детьми детских домов настолько сумасшедшее интересный журнал, который был бы нарасхват у педагогов обыкновенных школ. Поскольку — коллективная педагогическая поэма» современности
- Для формирования института «мыслящей педагогики» как альтернативы той зачумленной, выморочной, «академической» научной педагогики, которую абсолютное большинство практических педагогов вовсмпринимают как совершенно бессмысленную.
- Для людей бизнеса – желающих осуществлять помощь детям сиротам, для ориентации в пространстве сиротства