Школа как диалог антропопрактик
Школа как диалог антропопрактик. Пленарный доклад на конференции «Антропопрактики» 4-6 декабря 2013 г в г.Ижевске
Панельная дискуссия «Прошлое, настоящее, будущее практик развития». Участники дискуссии: Эльконин Б.Д., Щедровицкий П.Г., Смирнов С.А., Ковалёва Т.М., Лобок А.М.
А что если акт развития возможен только внутри ЖИВОЙ, ЕСТЕСТВЕННОЙ, а значит, абсолютно НЕПРЕДСКАЗУЕМОЙ ситуации? И тогда к чему сводится роль тех или иных образовательных технологий, предполагающих ситуации,заданные искусственно? К созданию необходимой плотности, т.е. своего рода КАНАЛА, или так называемой ТРУБЫ, чтобы только активизировать процесс? Но тогда тот самый ХЛАМ ЛИЧНОСТИ, из которого человек растущий только и может лепить в себе ЧЕЛОВЕКА, становится порой непреодолимым препятствием, легко «засоряющим» самые мощные каналы запрограммированного движения.И здесь речь не только о ребёнке, но и, возможно, в первую очередь, о педагоге, реализующем те или иные технологии.
Естественные ситуации далеко не во всём «абсолютно не предсказуемы». Наоборот, они очень часто предсказуемы более чем достаточно.