Педагогика рождается из мышления… Когда-то, в начале девяностых, в пору методологического бума, один из моих знакомых методологов высказался таким образом: «Рефлексирующий учитель – это чистой воды шизофрения…» Я в ту пору только-только осваивала Развивающее обучение, которое своей задачей ставило формирование у школьников основ рефлексивного мышления, и эта фраза меня сильно озадачила. Нет, не испугала, я понимала, что это не более чем метафора. Но тогда я смутно начала уже понимать, что «научить детей мыслить» может только мыслящий учитель, каковым я себя в ту пору совсем не считала, более того – определяла своё мышление как сплошной хаос! Но потребность работать творчески – как тогда я осознавала своё состояние – толкала меня осваивать содержание Развивающего обучения, движение в котором позволило мне тогда начать самой искать ответ на самый страшный для меня тогда вопрос – ЧТО ЖЕ Я КАК ПЕДАГОГ ДЕЛАЮ?! И вот спустя несколько лет делаю неутешительный вывод, что я всего лишь ЛАБОРАНТ в некой педагогической лаборатории, где от меня ничего зависит, кроме чистоты педагогических пробирок. И это было катастрофой для моего тогдашнего сознания.
И ещё я тогда поняла, что мне мало разнообразия в моей педагогической деятельности за счёт новых учеников, их неповторимости и уникальности… Мне нужно всякий раз порождать вместе с ними и СВОЁ НОВОЕ СОДЕРЖАНИЕ, которое будет всякий раз НЕПРЕДСКАЗУЕМЫМ! Иначе я просто заболею и более того — потеряю себя… И я отказываюсь от системы РО и делаю шаг в неведомое… Но тогда я строила в себе своё педагогическое «Я» в условиях негосударственного образования, то есть в условиях относительно свободных от внешнего воздействия.
И поэтому сейчас у меня возникает вопрос – как возможна мыслящая педагогика в традиционной школе? За закрытыми дверями класса? Ведь она прежде всего предполагает ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КРУГ! Значит, это не в школе, а за её пределами, возможно, действительно в особом КЛУБНОМ пространстве педагогического сообщества. Или в интернет-пространстве. Но, как я понимаю, это круг уже не педагогов-ЕДИНОМЫШЛЕННИКОВ, собравшихся вокруг одной идеи, как это было в восьмидесятых годах, а круг МЫСЛЯЩИХ ПЕДАГОГОВ. И это уже можно расценивать как знак новой педагогической эры.
Перечитала вот собственный комментарий спустя время… Господи! Сколько пафоса по поводу собственной значимости… А я уж, было, думала, что мой не очень-то весёлый опыт педагогического бытия излечил меня от этого профзаболевания… Ан нет! Живуч, живуч микроб педагогического эгоизма… Ах, как хочется самореализовываться за счёт детей – самой доверчивой и неискушённой аудитории… И я вдруг почувствовала некую тревогу в связи с собственными размышлениями про мыслящую педагогику, некий, хоть и слабый, но уже осознаваемый сигнал какой-то ОПАСНОСТИ… Начинаю прислушиваться к нему, и вдруг очень ясно начинаю понимать – опасность в том, что любая попытка размышления НЕИЗБЕЖНО будет затрагивать МЕНЯ САМУ как главный (и может быть единственный!) предмет этого самого размышления, к моему внутреннему миру, а значит, ко всем моим «шкафам со скелетами», которые, я думала, уже НАВСЕГДА во мне замурованы. Конечно, я понимаю, что в том самом «кругу мыслящих педагогов» никто вовсе и не собирается устраивать мне или кому-то некую «чистку». Но сама суть КРУГА, его предельная ОТКРЫТОСТЬ (при внешней вроде бы замкнутости), его ЧЕСТНОСТЬ уже создают то самое пространство, где ты весь как на свету. Вот что сразу заставляет моего «антипедагогического микроба» беспокоиться и сопротивляться и тем самым выдаёт его с головой. И что же делать? Бежать из этого круга? Или всё же остаться, но начать выстраивать мощную защиту от посягательств на мои «священные шкафы»? А может, преодолеть боль задетого эгоизма и не просто в кругу остаться, а начать честно выстраивать этот круг внутри себя? Но где взять силы? Ведь остаётся только ПОВЕРИТЬ в то, что эти новые силы (крылья?) могут появиться как бы ниоткуда именно в момент ПРЕОДОЛЕНИЯ и именно в той самой точке приложения своих таких малых сил…
Перечитала вот собственный комментарий спустя время… Господи! Сколько пафоса по поводу собственной значимости… А я уж, было, думала, что мой не очень-то весёлый опыт педагогического бытия излечил меня от этого профзаболевания… Ан нет! Живуч, живуч микроб педагогического эгоизма… Ах, как хочется самореализовываться за счёт детей – самой доверчивой и неискушённой аудитории… И я вдруг почувствовала некую тревогу в связи с собственными размышлениями про мыслящую педагогику, некий, хоть и слабый, но уже осознаваемый сигнал какой-то ОПАСНОСТИ… Начинаю прислушиваться к нему, и вдруг очень ясно начинаю понимать – опасность в том, что любая попытка размышления НЕИЗБЕЖНО будет затрагивать МЕНЯ САМУ как главный (и может быть единственный!) предмет этого самого размышления, мой внутренний мир, а значит, все мои «шкафы со скелетами», которые, я думала, уже НАВСЕГДА во мне замурованы. Конечно, я понимаю, что в том самом «кругу мыслящих педагогов» никто вовсе и не собирается устраивать мне или кому-то некую «чистку». Но сама суть КРУГА, его предельная ОТКРЫТОСТЬ (при внешней вроде бы замкнутости), его ЧЕСТНОСТЬ уже создают то самое пространство, где ты весь как на свету. Вот что сразу заставляет моего «антипедагогического микроба» беспокоиться и сопротивляться и тем самым выдаёт его с головой. И что же делать? Бежать из этого круга? Или всё же остаться, но начать выстраивать мощную защиту от посягательств на мои «священные шкафы»? А может, преодолеть боль задетого эгоизма и не просто в кругу остаться, а начать честно выстраивать этот круг внутри себя? Но где взять силы? Ведь остаётся только ПОВЕРИТЬ в то, что эти новые силы (крылья?) могут появиться как бы ниоткуда именно в момент ПРЕОДОЛЕНИЯ и именно в той самой точке приложения своих таких малых сил…
Педагогика рождается из мышления… Когда-то, в начале девяностых, в пору методологического бума, один из моих знакомых методологов высказался таким образом: «Рефлексирующий учитель – это чистой воды шизофрения…» Я в ту пору только-только осваивала Развивающее обучение, которое своей задачей ставило формирование у школьников основ рефлексивного мышления, и эта фраза меня сильно озадачила. Нет, не испугала, я понимала, что это не более чем метафора. Но тогда я смутно начала уже понимать, что «научить детей мыслить» может только мыслящий учитель, каковым я себя в ту пору совсем не считала, более того – определяла своё мышление как сплошной хаос! Но потребность работать творчески – как тогда я осознавала своё состояние – толкала меня осваивать содержание Развивающего обучения, движение в котором позволило мне тогда начать самой искать ответ на самый страшный для меня тогда вопрос – ЧТО ЖЕ Я КАК ПЕДАГОГ ДЕЛАЮ?! И вот спустя несколько лет делаю неутешительный вывод, что я всего лишь ЛАБОРАНТ в некой педагогической лаборатории, где от меня ничего зависит, кроме чистоты педагогических пробирок. И это было катастрофой для моего тогдашнего сознания.
И ещё я тогда поняла, что мне мало разнообразия в моей педагогической деятельности за счёт новых учеников, их неповторимости и уникальности… Мне нужно всякий раз порождать вместе с ними и СВОЁ НОВОЕ СОДЕРЖАНИЕ, которое будет всякий раз НЕПРЕДСКАЗУЕМЫМ! Иначе я просто заболею и более того — потеряю себя… И я отказываюсь от системы РО и делаю шаг в неведомое… Но тогда я строила в себе своё педагогическое «Я» в условиях негосударственного образования, то есть в условиях относительно свободных от внешнего воздействия.
И поэтому сейчас у меня возникает вопрос – как возможна мыслящая педагогика в традиционной школе? За закрытыми дверями класса? Ведь она прежде всего предполагает ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КРУГ! Значит, это не в школе, а за её пределами, возможно, действительно в особом КЛУБНОМ пространстве педагогического сообщества. Или в интернет-пространстве. Но, как я понимаю, это круг уже не педагогов-ЕДИНОМЫШЛЕННИКОВ, собравшихся вокруг одной идеи, как это было в восьмидесятых годах, а круг МЫСЛЯЩИХ ПЕДАГОГОВ. И это уже можно расценивать как знак новой педагогической эры.
Перечитала вот собственный комментарий спустя время… Господи! Сколько пафоса по поводу собственной значимости… А я уж, было, думала, что мой не очень-то весёлый опыт педагогического бытия излечил меня от этого профзаболевания… Ан нет! Живуч, живуч микроб педагогического эгоизма… Ах, как хочется самореализовываться за счёт детей – самой доверчивой и неискушённой аудитории… И я вдруг почувствовала некую тревогу в связи с собственными размышлениями про мыслящую педагогику, некий, хоть и слабый, но уже осознаваемый сигнал какой-то ОПАСНОСТИ… Начинаю прислушиваться к нему, и вдруг очень ясно начинаю понимать – опасность в том, что любая попытка размышления НЕИЗБЕЖНО будет затрагивать МЕНЯ САМУ как главный (и может быть единственный!) предмет этого самого размышления, к моему внутреннему миру, а значит, ко всем моим «шкафам со скелетами», которые, я думала, уже НАВСЕГДА во мне замурованы. Конечно, я понимаю, что в том самом «кругу мыслящих педагогов» никто вовсе и не собирается устраивать мне или кому-то некую «чистку». Но сама суть КРУГА, его предельная ОТКРЫТОСТЬ (при внешней вроде бы замкнутости), его ЧЕСТНОСТЬ уже создают то самое пространство, где ты весь как на свету. Вот что сразу заставляет моего «антипедагогического микроба» беспокоиться и сопротивляться и тем самым выдаёт его с головой. И что же делать? Бежать из этого круга? Или всё же остаться, но начать выстраивать мощную защиту от посягательств на мои «священные шкафы»? А может, преодолеть боль задетого эгоизма и не просто в кругу остаться, а начать честно выстраивать этот круг внутри себя? Но где взять силы? Ведь остаётся только ПОВЕРИТЬ в то, что эти новые силы (крылья?) могут появиться как бы ниоткуда именно в момент ПРЕОДОЛЕНИЯ и именно в той самой точке приложения своих таких малых сил…
Перечитала вот собственный комментарий спустя время… Господи! Сколько пафоса по поводу собственной значимости… А я уж, было, думала, что мой не очень-то весёлый опыт педагогического бытия излечил меня от этого профзаболевания… Ан нет! Живуч, живуч микроб педагогического эгоизма… Ах, как хочется самореализовываться за счёт детей – самой доверчивой и неискушённой аудитории… И я вдруг почувствовала некую тревогу в связи с собственными размышлениями про мыслящую педагогику, некий, хоть и слабый, но уже осознаваемый сигнал какой-то ОПАСНОСТИ… Начинаю прислушиваться к нему, и вдруг очень ясно начинаю понимать – опасность в том, что любая попытка размышления НЕИЗБЕЖНО будет затрагивать МЕНЯ САМУ как главный (и может быть единственный!) предмет этого самого размышления, мой внутренний мир, а значит, все мои «шкафы со скелетами», которые, я думала, уже НАВСЕГДА во мне замурованы. Конечно, я понимаю, что в том самом «кругу мыслящих педагогов» никто вовсе и не собирается устраивать мне или кому-то некую «чистку». Но сама суть КРУГА, его предельная ОТКРЫТОСТЬ (при внешней вроде бы замкнутости), его ЧЕСТНОСТЬ уже создают то самое пространство, где ты весь как на свету. Вот что сразу заставляет моего «антипедагогического микроба» беспокоиться и сопротивляться и тем самым выдаёт его с головой. И что же делать? Бежать из этого круга? Или всё же остаться, но начать выстраивать мощную защиту от посягательств на мои «священные шкафы»? А может, преодолеть боль задетого эгоизма и не просто в кругу остаться, а начать честно выстраивать этот круг внутри себя? Но где взять силы? Ведь остаётся только ПОВЕРИТЬ в то, что эти новые силы (крылья?) могут появиться как бы ниоткуда именно в момент ПРЕОДОЛЕНИЯ и именно в той самой точке приложения своих таких малых сил…