Мысль — «ШКОЛА КАК МЕСТО ВСТРЕЧИ С ЧУЖИМИ КУЛЬТУРНЫМИ И СОЦИАЛЬНЫМИ МИРАМИ» — неожиданно сильно меня зацепила. Неожиданно – потому, что я была уверена, что про школу, вернее, про неё КАК СОЦИАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ, в котором и происходит (или не происходит) ВХОЖДЕНИЕ В КУЛЬТУРУ, я уже знаю ВСЁ. Так что же в высказывании Александра Михайловича вдруг зазвучало для меня ПО-НОВОМУ? Миры? Встреча? Да нет, я про это всё тоже как будто бы понимаю. Мир Льва Толстого, мир Гоголя, Эвклидов мир, мир Коперника… О! Вот!!! А.М. вводит фигуру ТУПОГО УЧИТЕЛЯ! Вот, что меня зацепило! Не сам факт его тупости, а то, что даже его тупость есть определённое УСЛОВИЕ, в какой-то степени НЕОБХОДИМОЕ для обнаружения не просто мира ЧУЖОГО, а ИНОГО, абсолютно НЕ СОВПАДАЮЩЕГО с моим, уже выстроенным каким-то образом за семь лет моего детского бытия! И причём, «активно» не совпадающего, а точнее — НАПАДАЮЩЕГО и тем самым несущего КАК БУДТО БЫ явную угрозу «продукту» моему детского миротворения. В этом месте я ВПЕРВЫЕ (и пока до конца ещё не знаю почему) взглянула на ситуацию ТУПОЙ УЧИТЕЛЬ и РЕБЁНОК-ТВОРЕЦ не как на обречённую….
В контексте общения с родителями, высказывание А.М., конечно же, воспринимается, как некая провокация в связи с их желанием оградить собственных чад не только от «тупых» учителей, но и от школьного, а значит РЕАЛЬНОГО мира вообще. Но ОПАСНОСТЬ родительского обучения, как равно и НЕОБХОДИМОСТЬ в столкновении с тупой Марьванной, это не просто два конца одной палки… Да, суть, того, что есть ШКОЛА, его зерно, не в СЧАСТЛИВОМ НАУЧЕНИИ детей математике или языкам ,а прежде всего в опыте в столкновения с ЧУЖИМ, в попытке ПОНЯТЬ это чужое и начать выстраивать в этом понимании СВОЮ дорогу… к самому себе. Так вот, в случае с Марьванной я вдруг увидела больше возможностей начать это движение, нежели в счастливом родительском обучении...
Мысль — «ШКОЛА КАК МЕСТО ВСТРЕЧИ С ЧУЖИМИ КУЛЬТУРНЫМИ И СОЦИАЛЬНЫМИ МИРАМИ» — неожиданно сильно меня зацепила. Неожиданно – потому, что я была уверена, что про школу, вернее, про неё КАК СОЦИАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ, в котором и происходит (или не происходит) ВХОЖДЕНИЕ В КУЛЬТУРУ, я уже знаю ВСЁ. Так что же в высказывании Александра Михайловича вдруг зазвучало для меня ПО-НОВОМУ? Миры? Встреча? Да нет, я про это всё тоже как будто бы понимаю. Мир Льва Толстого, мир Гоголя, Эвклидов мир, мир Коперника… О! Вот!!! А.М. вводит фигуру ТУПОГО УЧИТЕЛЯ! Вот, что меня зацепило! Не сам факт его тупости, а то, что даже его тупость есть определённое УСЛОВИЕ, в какой-то степени НЕОБХОДИМОЕ для обнаружения не просто мира ЧУЖОГО, а ИНОГО, абсолютно НЕ СОВПАДАЮЩЕГО с моим, уже выстроенным каким-то образом за семь лет моего детского бытия! И причём, «активно» не совпадающего, а точнее — НАПАДАЮЩЕГО и тем самым несущего КАК БУДТО БЫ явную угрозу «продукту» моему детского миротворения. В этом месте я ВПЕРВЫЕ (и пока до конца ещё не знаю почему) взглянула на ситуацию ТУПОЙ УЧИТЕЛЬ и РЕБЁНОК-ТВОРЕЦ не как на обречённую….
В контексте общения с родителями, высказывание А.М., конечно же, воспринимается, как некая провокация в связи с их желанием оградить собственных чад не только от «тупых» учителей, но и от школьного, а значит РЕАЛЬНОГО мира вообще. Но ОПАСНОСТЬ родительского обучения, как равно и НЕОБХОДИМОСТЬ в столкновении с тупой Марьванной, это не просто два конца одной палки… Да, суть, того, что есть ШКОЛА, его зерно, не в СЧАСТЛИВОМ НАУЧЕНИИ детей математике или языкам ,а прежде всего в опыте в столкновения с ЧУЖИМ, в попытке ПОНЯТЬ это чужое и начать выстраивать в этом понимании СВОЮ дорогу… к самому себе. Так вот, в случае с Марьванной я вдруг увидела больше возможностей начать это движение, нежели в счастливом родительском обучении...
[...] Александр Лобок. Искусство слышания [...]