Комментирующий диалог про рисование и речевую самоактуализацию ребенка в трехлетнем возрасте
Это никакая не «лекция», конечно.
И уж, конечно, не с таким расплывчато-непонятным названием («Общение с ребенком — дефицит или ресурс»), как это придумали в «центре медиаобразования» при свердловском Дворце молодежи, где снимался этот сюжет.
Жанр записанного разговора — комментарий.
Двухчасовой комментарий к двадцатиминутному сюжету с трехлетним ребенком.
Сюжет, который состоялся в середине июля (и был уже, кстати, вывешен здесь, на моем сайте).
И комментарий — который делаем мы с Ириной Христосенко — моей многолетней коллегой и соратницей — на двоих.
Делаем комментарий, пытаясь услышать и ситуацию, происходящую с ребенком, и друг друга.
А в результате получается такое многослойное философско-психологическое действо про то, как можно строить диалог с ребенком трех лет.
Кстати, настаиваю на слове «можно».
Боже упаси, если кто-нибудь решит, что так НУЖНО.
Как «нужно», не знает, слава Богу, никто.
«Драматургия разрывания листа» — потрясающее по силе и глубине определение в высшей степени педагогического действия!!!
Я в ошеломлении! В совершенном восторге от того (подсознательно о подобном разворачивании сути семинаров смутно желала), что это оказалось возможно осуществить. Побывав на паре занятий для детей у Александра Михайловича, я кожей прочувствовала и потом еще долго была под впечатлением от колоссальности проделанной работы и самим педагогом, и детьми, и собой — я все старалась схватить механизм, увидеть логику, или реакцию на стимул (я впадаю в техничность мышления просто потому что занимаюсь физиологией). И конечно выйти из такого семинара не просто «спасшимся» от водопада впечатлений и непонятностей, но и «закрепившим, усвоившим» что-то в себе, чтобы эти впечатления стали инструментом к дальнейшему развитию себя, ребенка и отношений между нами, а не каким-то магическим артефактом, обладать которым просто напросто страшно. И я боюсь, что вот с таким животным страхом уходят многие родители после этих семинаров: потому что непонятно что происходит, как это так случается, что в ребенке ОКАЗЫВАЕТСЯ (находит выражение и вообще давно в нем присутствовало, только мы-родители не заметили) есть мощное и развитое что-то, которое не было выявлено дома и как теперь играть, если у него внутри такое все гораздо сложнее, чем мы ему предлагаем играть? Родитель в шоке, а ребенку нравится — ему никогда не давали быть таким высоким и сложным, его недооценивали, а теперь случилась справедливость.
И тут Александр Михайлович и Ирина Владимировна предлагают нам этот удивительный жанр диалогов и комментариев после ПОТРЯСАЮЩЕГО события. Когда родитель вроде бы справился с собой, но неясности остались. Конечно, во время семинара Александр Михайлович делает поясняющие вставки, но там в состоянии аффекта не так много можно услышать. Ведь конечно приходится бдить своего ребенка в незнакомом месте, приходится переключатся от занятий к собственному интеллектуальному осмыслению происходящего, Александр Михайлович говорит на очень эмоциональном и ярком языке (просто потому что он это все подлинно переживает), и нам родителям приходится научаться слышать его. При этом, как мне кажется, родитель приходящий на семинар находится в состоянии «готовности играть по правилам Александра Михайловича и ребенка», но родитель еще не готов оценить подлинный вес того что он видит, того что ему говорят. Родитель согласен на послушание. Но самое пугающее заключается в том, что все серьезно и гораздо более важно, чем он приготовился. Отсюда родительское ошеломление. Во мне после такого столкновения с масштабным и непостижимым родилась вера в то, что то что у ребенка внутри — это очень интересно и сложно и что у этого внутреннего до сих пор было очень мало выходов наружу. При этом интеллектуально я об этом знала, но я никогда не чувствовала насколько это подлинное и на сколько оно рядом (теперь у меня получается разговаривать с ребенком целыми часами и я в восхищении — я никогда не знала что он такой разный, но я знаю, что завтра он откроется мне с еще какой-нибудь стороны). Хотя я отвлекаюсь...
Речь-то я начала о том, что вот в таком жанре диалога-комментариев по пережитому ошеломлению можно пережить эти вот страхи, потому что многое станет понятно, что было пропущено на семинаре, просто потому что человеческий мозг успевает следить за ребенком, чтобы чего не натворил, но упускает иногда то, что говорит Александр Михайлович. То, что есть возможность еще раз пересмотреть себя родителя, открывающего впервые собственного ребенка в новом статусе интересного собеседника. Это очень-очень дорого и ценно.
Спасибо вам, Александр Михайлович и Ирина Владимировна, что делаете открытия, происходящие с детьми, доступными для понимания их родителями. Потому, что я будучи родителем на семинаре часто чувствовала себя отстающей от чего-то важного)
Спасибо.
Меня все-таки не покидает реконструкция того, что испытывает родитель, попавший в «ловушку» (в добром смысле этого слова, но в эмоциональном плане в полный рост ужаса и неизвестности) такого семинара вместе со своим ребенком. Я отчетливо помню, как приготовилась «взирать сверху» на то, как возятся дети под руководством педагога и еще яснее — как меня вдруг это все захватило и закружило самым неистовым и настоящим образом. Это только кажется, что идучи на семинар, ты узришь корень и получишь алгоритм решения типовых ситуаций тупиков в общении с ребенком. Про себя-то я помню, что основная претензия тогда к самой себе: я не знаю, что делать с ребенком. При этом у меня никакого сомнения на счет того, что с ним же надо что-то делать, с ним же надо обращаться... будто это какой-то аппарат или механизм, к которому у меня нету инструкции, но вот Александр Михайлович сейчас покажет «горячие клавиши» коммуникаций... и мне не было стыдно, я даже этого не замечала, что отношусь к ребенку не как к человеку, не как к личности... которая по многогранности не только не уступает мне, но и возможно превосходит меня... просто выходов наружу у личности ребенка не было, и я отказывала в этом не глядя... мне нужна была инструкция по обращению с детьми. которой на самом деле и быть-то не может. И вот я прихожу. Готова слушаться и делать все что скажут, чтобы потом у себя дома театрально уметь сыграть в нужных местах и интерес, и загадку, и сомнение, и все что хочешь — только скажите во что играть с детьми. Сейчас я даже неприятно удивляюсь, что я могла так считать... ведь, это в конце концов глупо и предательски по отношению к ребенку-личности так думать. Ему же не нужна актриса с заготовленными реакциями на список случаев. Да это и невозможно слава богу. А Александр Михайлович, показывает мастер-класс, общаясь с детьми — самоценными личностями, заслуживающими и уважения и внимания. При этом, я бы сделала ударение на слово «общается», а не на «показывает», потому что показывает потому что есть кто смотрит, а ребенок и Александр Михайлович — они заняты друг другом и им интересно, кто же они такие, и они беседуют.
Честно говоря, я не знаю как так случилось, что мне стало в самом деле интересно, как так случилось, что я услышала...дело в том, что я не чувствую теперь, что делаю усилие, когда совершаю восхождение к своему ребенку... не сказать, что я делала какие-то упражнения чтобы этого добиться от себя же самой... а как так получилось, что я не раздражаюсь на «закатываемые» ребенком «истерики», а пытаюсь понять, что же случилось и о чем действительно этот крик, успокоить... как так случилось, что я не пренебрегаю переживаниями ребенка, которые между прочим всамделишные, я не знаю. Но то, что Александр Михайлович, стал своего рода катализатором моего такого родительского созревания, это бесспорно. Я очень Вам благодарна.
mormasha Reply:
Сентябрь 28th, 2011 at 15:46
Это мое движение к ребенку оно перестало быть усилием, перестало быть чем-то, чем заставляю себя сверху... оно превратилось во внутреннее, совершенно естественное, личное мое желание познакомиться с этим человеком, который мне приходится сыном.
Я не ошибаюсь? Это комментарий Тёминой мамы? В любом случае, я абсолютно согласна с Вами! Встреча с НАСТОЯЩИМ всегда пугает. Потому что ОНО, это НАСТОЯЩЕЕ, несёт в себе смертельную опасность для нашего родительского (да и не только!) ЭГОИЗМА. И живительную влагу детской душе. Вот почему так легко, прямо на наших глазах (и это действительно очевидно!) ребёнок расцветает!!!
mormasha Reply:
Сентябрь 30th, 2011 at 21:38
ой, нет).
Моего ребенка зовут Гришей. Я просто наблюдатель со стороны... и не могла не отозваться на этот сюжет.
[...] Комментирующий диалог про рисование и речевую самоакт... [...]
Здравствуйте, подскажите где еще можно посмотреть этот комментирующий диалог? Ссылка не работает! (((
Да, очень жаль, что ссылка не работает.